Маркировка табачной продукции
В Постановлении Правительства №224 (от 28.02.2019) сообщается, что с июля 2019 года изготовление и последующий оборот немаркированных табачных изделий запрещается. За несоблюдение данного требования физическим и юридическим лицам может быть выписан штраф.
В соответствии с новым законом, табачная продукция должна идентифицироваться специальной маркировкой, а участники оборота должны отправлять отчеты обо всех операциях, проведенных с маркированными пачками, через специальную программу.
Требования к маркировке сигарет
- На каждой пачке, выпущенной или импортируемой после законодательных изменений, должен быть уникальный идентификатор Data Matrix;
- Изготовитель обязуется прикрепить к отгруженной партии передаточные документы установленного образца в электронном формате (УПД) через электронный сервис обмена документацией. Для покупателей, которые получают продукцию непосредственно от изготовителя, необходимо подключение к электронному документообороту.
- Розничная продажа маркированных сигарет без отправки отчетов в систему Честный знак запрещена;
- Все участники торгового процесса должны быть подключены к ЭДО, а отгруженные партии товара должны сопровождаться УПД.
Заказать маркировку табака
Мы, как сертифицированный партнер фирмы 1С оказываем комплекс услуг по запуску в продажу маркированных табачных изделий.
Регистрация в системе маркировки «Честный знак»
Настройка рабочего места для работы с маркированными товарами
Цена: 4000 рублей
Настройка рабочего места может в себя включать:
Подключение к электронному документообороту 1С-ЭДО
Регистрацию в международной системе GS1
Создание подходящего справочника номенклатуры
Обучение работе с маркированной продукцией
Подключение оборудования для торговли
Настройку 1С под работу с маркированными товарами
Набор услуг для настройки рабочего места определяется в зависимости от наличия у заказчика необходимого типового программного обеспечения, совместимого с 1С оборудования, используемых сервисов, особенностей бизнес-процессов компании.Продолжительность оказания услуг не более 2 часов. При выборе всех услуг сумма может увеличиться.
Принцип маркировки табачной продукции:
- Изготовитель получает кодировку через систему маркировки, затем размещает их на упаковках.
- В случае отгрузки изготовитель передает дистрибьютору УПД в электронном формате, с содержанием всех кодов.
- Во время приема дистрибьютор проводит сверку кодов, указанных в документе, с фактическими кодами, утверждает УПД, затем отправляет информацию через менеджера ЭДО в систему маркировки.
- При отгрузке розничного товара по точкам, партии должны сопровождаться УПД с кодами для пачек.
- Во время приема в торговой точке, вся партия сканируется и сверяется с кодами из УПД. В случае отсутствия расхождений, прием товара подтверждается.
- Во время продажи продавец сканирует код, который вносится в чек фискальным оператором. Результаты отправляются в систему мониторинга, наименование изымается из оборота.
Штрафы за оборот немаркированного табака
В случае продажи немаркированной продукции, если она подлежит обязательной маркировке, предусмотре штраф с конфискацией товара (ст. 15.12 КоАП).
Размер штрафа:
- Для физических лиц: от 2 до 4 тысяч рублей;
- Для должностных лиц: от 5 до 10 тысяч рублей.
- Для организаций: от 50 до 300 тысяч рублей.
Отсутствие маркировочного кода в чеке также предусматривает штраф:
- Для должностных лиц: от 1500 до 3000 рублей.
- Для организаций: от 5 до 10 тысяч рублей.
Штрафные санкции для производителей
Изготовление немаркированных табачных продуктов либо несоблюдение правил маркировки предусматривают штраф с конфискацией товара (ст. 15.12 КоАП):
- Для должностных лиц: от 10 до 15 тысяч рублей;
- Для компаний: от 100 до 150 тысяч рублей.
Частые вопросы по маркировке табака
Где искать маркировку на пачках и как она выглядит?
После выпуска пачки сигарет с завода, ее судьба контролируется уполномоченной системой через специальный идентификатор до момента продажи конечному потребителю.
Изготовитель отправляет запрос оператору ЦРПТ для получения кода DataMatrix. Он размещается на дне пачки и содержит:
- GTIN – 14-значное число, под которым скрывается вся информация о продукте, а также путь перемещения;
- 7-значный идентификатор;
- Максимальная розничная стоимость (4 знака);
- Проверочный код – 4-й знак.
Для идентификации блока используется код, состоящий из 29 цифр:
- GTIN (14 символов);
- 7-значный идентификационный номер упаковки;
- 8-значная комбинация для проверки.
Транспортная упаковка должна содержать 33-символьную маркировку:
- 18 цифр серийного номера транспортной упаковки (SSCI);
- 7-значный идентификатор;
- 8-значная комбинация для проверки.
С какой целью в России ввели обязательную маркировку?
На территории РФ около 35% товаров промышленного назначения находились в незаконном обороте. Несколько меньший процент наблюдался на рынке парфюмерной продукции (около 20%) и фармацевтики (до10%).
Что касается рынка табачной продукции, здесь объем контрафакта увеличился вдвое менее, чем за один год (с 4,6 до 7,7%). В связи с такой стремительной динамикой, Президент утвердил правительственное постановление о введении государственной системы электронной маркировки товаров.
В качестве исполнителя был выбран Центр развития перспективных технологий. ЦРПТ, в свою очередь, реализовал деятельность национальной системы Честный Знак, которая ведет активную борьбу с нелегальным товарооборотом.
Принятие такого решения направлено на решение целого ряда задач, среди которых оптимизация логистики, повышение производства на предприятиях, прирост рыночной доли и увеличение прибыли:
- Снижение объемов нелегальной продукции позволит предприятиям повысить производственные объемы.
- Путем получения актуальных данных о перемещении товара и уровне спроса, компании смогут обеспечить рациональное планирование на предприятиях.
- Полноценный контроль товарооборота позволит снизить затраты на транспортировочные мероприятия. Как изготовитель, так и перевозчик смогут учитывать сезонность, геолокацию и прочие факторы и, следовательно, оптимизировать рабочий процесс по осуществлению поставок на склады и торговые точки.
- Система обеспечит налаживание учета на предприятиях. Дело в том, что далеко не каждый владелец бизнеса ведет учет остатков продукции. А это существенно тормозит как расчет дохода, так и планирование закупочных объемов. Внедрение автоматизации позволит предпринимателям наладить бизнес-процессы.
- Переход на электронную систему документооборота позволит устранить такие издержки, как обработка бумажной документации, которая во всех ведущих странах осталась далеко в прошлом.
Что нужно знать о сроках маркировки?
Обязательная маркировка табака и регистрация продукции в системе Честный Знак вступила в силу с начала марта 2019 года.
Для регистрации товара необходимо оформить заявку на официальном сайте системы в разделе Маркировка табака.
С июля 2019 года продажа продукции без маркировки считается незаконной.
Продажа сигарет предусматривает обязательное сканирование кода, который имеется на каждой пачке и блоке. Далее информация о продаже автоматически передается кассой в ОФД и продукт изымается из товарооборота.
Дистрибьютор, который сотрудничает напрямую с изготовителем, будет получать продукцию вместе с сопроводительными документами в электронном формате, в которых будут содержаться коды.
Какой порядок предоставления данных в систему Честный Знак для розничных предпринимателей и ИП?
С июля 2019 вся информация о розничных продажах сигарет любого вида и папирос, выпущенных на территории РФ, а также ввезенная продукция из-за рубежа, передается в систему мониторинга.
С июля 2020 года также должна передаваться данные о получении товара и всех остальных операциях, проведенных с товаром, до момента списания из оборота.
Как будет осуществляться передача данных из отдаленных районов?
Предприниматели, работающие с кассами, не передающими данные в ОФД, должны ежемесячно предоставлять информацию о проданном товаре в личный кабинет, зарегистрированный в системе.
Каким образом розница в отдаленных местностях будет передавать данные в систему маркировки?
Предпринимателям, которые используют кассы без передачи данных в ОФД, будет необходимо 1 раз в 30 дней вносить данные о кодах проданных пачек в личный кабинет системы мониторинга.
Каких рыночных изменений следует ожидать всем участникам рыночных отношений в связи с введением обязательной маркировки?
На участниках рынка изменения практически не отразятся. Изготовителям нужно позаботиться о наладке процедуры нанесения маркировки и линейного идентификатора на каждую пачку и блок. Код на коробке будет считываться сканерами на всех этапах торгового процесса. Все данные будут направляться в систему мониторинга.
Дистрибьюторам нужно будет передавать данные в систему через сервис электронного документооборота. Для этого специально разработана универсальная форма передаточного бланка с товарной накладной и фактурным счетом. Образец составлен службой ФНС РФ и рекомендуется к применению по всей территории России. Таким образом, дистрибьюторам нужно позаботиться о подключении к ЭДО, если этого не было сделано ранее.
После поступления товара в розничную реализацию, во время продажи нужно будет передавать соответствующие сведения в систему мониторинга. Передача будет осуществляться автоматически при сканировании кода на кассе. Поскольку код содержит GTIN, нужно будет просканировать только код маркировки. Стоимость продукции будет отображаться автоматически.
Справка! С июля 2019 года все торговые точки должны перейти на работу с онлайн-кассами, поэтому установка дополнительных программ и аппаратуры не потребуется. Адаптация процесса в соответствии с требованиями относительно маркировки потребует минимальных затрат.
Что нужно для перехода на обновленную систему?
Для производителей:
- Оборудование с ПО для сериализации и агрегации.
- Эмиссионные регистраторы идентификаторов (оператор ЦРПТ предоставляет из без дополнительной платы).
- Подключение к ЭДО (для тех, кто не работал с ним ранее).
Для дистрибьюторов и оптовиков:
- Подключение к ЭДО.
- Цифровая подпись.
Для розничных магазинов:
- Сканер 2Д.
- Обновленное ПО для онлайн-кассы.
Сколько стоит внедрение и обслуживание ЭДО?
- Обработка одного бланка будет стоить порядка 5 рублей. Для крупных предпринимателей это около 20 миллионов рублей в год, для мелких – 0,7 млн.
- С учетом объема деятельности, годовые затраты, требуемые на обслуживание ЭДО, могут колебаться:
- Для оптовиков с годовым оборотом в 50 млн. упаковок – порядка 270 000 рублей;
- Для дистрибьюторов, оборот которых составляет около 9 млрд. упаковок сигарет – до 15 миллионов.
Входящая документация не предусматривает тарификации.
Примечание! Расходы на ЭДО окупаемы, поскольку интеграция электронной системы предусматривает сокращение расходов на печать, обработку и другие операции с бумажными документами.